^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Эффект Моцарта

 

"Эффект Моцарта" - это уже официальный термин.

 

Издавна ученые знали о влиянии музыки на человека.

Музыка успокаивала и исцеляла.

Но, классическая музыка может не только исцелять, но и повышать интеллектуальные способности.

Такое воздействие было названо "эффект Моцарта", потому что музыка этого композитора обладает самым сильным влиянием.

 

Эффект Моцарта заключается в том, что в его произведениях выдерживаются интервалы громкости, соответствующие биотокам человеческого мозга.

В ней содержится много звуков высокой частоты.

Плавная и очаровательная - она обладает успокаивающим действием, улучшает настроение.

А ещё - стимулирует творческий потенциал мозга.

 

Когда дети до трех лет часто слушают музыку Моцарта, они лучше развиваются.

Она улучшает речь, способности к обучению, координацию движений и успокаивает при нервном перевозбуждении.

Она улучшает память, внимание, математические способности и пространственное мышление.

 


МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

«…Я открою тебе сокровенное слово
И тайну здоровья тебе расскажу…
Прикасаясь к дорогому,
Руки в музыке искупай.»

Клинописная грамота шумерского города Ниппура

 

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают.


О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.),

указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. 

Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит  (V в. до н. э).

В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева,

И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми и детьми.

 

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ
Шопен «Мазурка», «Прелюдии»

Штраус «Вальсы»

Рубинштейн «Мелодии»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ МИРУ ПРИРОДЫ
Бах «Контата 2»

Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»

ДЛЯ ОБЩЕГО УСПОКОЕНИЯ, УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Бетховен «Симфония 6» часть 2

Брамс «Колыбельная»

 Шуберт «Аве Мария»

Шопен «Ноктюрн соль-минор"

Дебюсси «Свет луны»

ДЛЯ СНЯТИЯ СИМПТОМОВ ГИПЕРТОНИИ И НАПРЯЖЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»

Брукнер «Месса ля-минор»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ, СВЯЗАННОЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ
Моцарт «Дон Жуан»

Лист «Венгерская рапсодия»

Хачатурян «Сюита Маскарад».

ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ОБЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ТОНУСА, УЛУЧШЕНИЕ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ, НАСТРОЕНИЯ
Чайковский «Шестая симфония», 3 часть

Бетховен «Увертюра Эдмонд»

Шопен «Прелюдия 1, опус 28»

Лист «Венгерская рапсодия»

ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЗЛОБНОСТИ, ЗАВИСТИ К УСПЕХАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Бах «Итальянский концерт»

Гайдн «Симфония»


ЭЛЕМЕНТАРНОЕ  МУЗИЦИРОВАНИЕ

 

В процессе поиска эффективных методик для развития детей с ТМНР, изучения немногочисленной литературы по данной теме, я использовала музыкально-педагогическую систему "элементарного музицирования" выдающегося немецкого композитора Карла Орфа, как обязательный компонент занятий.

 

Несмотря на то, что данная методика родилась семьдесят лет назад, она до сих пор является инновационной при работе с "особыми детьми" .

 

Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:

- система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;

- "элементарное музицирование" учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями;

- создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов.

 

Главное и самое важное на занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога.

Это общение с полным правом можно назвать игровым.

Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

"В этой игровой форме не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре".

Здесь в них верят, любят и поддерживают.

 

При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально - коррекционную деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей. наблюдается повышение

- психической активности,

- креативности,

- уровня саморегуляции,

- развитие эмоционально-личностной сферы,

- расширение коммуникативных навыков.

 

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка.

Наш девиз -  "Учимся, делая и творя".

 

Проводя  с детьми музыкальные занятия, я не ставлю себе главной целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах.

Основные элементы занятий - слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы, логоритмика, а так же театрализованная деятельность - направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

 


ПЕНИЕ – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ!

Укрепление физического и психического здоровья детей посредством занятий пением.

Песенки - попевки: несложные тексты и мелодии поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика: пение, с предшествующей  ему дыхательной гимнастикой, оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и лечебное воздействие.

Пальчиковые игры: Развивают речь ребёнка, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют  пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Элементы логоритмики: прекрасно развивают дыхание, голос, формируют чувство темпа и ритма.

Улучшают дикцию и координируют слух и голос.

Формируют и развивают  слуховое внимание.

Помогают контролировать нормальный темп речи.

Артикуляционная гимнастика: направлена на развитие подвижности языка, губ, челюстей. Совершенствует дикцию.

Развивает певческие способности детей, музыкальную память.

Способствует лучшему запоминанию текстов песен.

Оздоровительные и фонопедические упражнения: способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Формируют певческое дыхание.

ТРЕБОВАНИЯ  К  ПОДБОРУ  ПЕСЕН  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

  1. Доступное содержание.
  2. Удобный для произношения текст (больше гласных звуков).
  3. Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами.
  4. Нисходящая мелодия.
  5. Фразы не очень длинные.
  6. Темп песен медленный или средний.
  7. Несложный аккомпанемент.
  8. Коррекционная направленность, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти, выработке правильного дыхания и т.д.
  9. Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

"МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ"

     Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием.

     Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие  навыков музыкально - ритмических движений.

     Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.

Также способствует решению коррекционных задач:

  • для оздоровления  психики:

- воспитание уверенности в своих силах;

- выдержки;

- волевых черт характера;

- помогает ребёнку почувствовать свой успех.

  • для нормализации  психических  процессов  и  свойств:

- памяти;

- внимания;

- мышления;

- регуляции процессов возбуждения и торможения.

  • для укрепления  и  тренировки  двигательного аппарата:

- развития равновесия;

- развития свободы движений;

- снятия излишнего мышечного напряжения;

- улучшения координации движений;

- развития дыхания;

- формирования двигательных навыков и умений;

- совершенствования моторики;

- совершенствования ориентировки в пространстве.

  • для исправления  речевых  недостатков:

- невнятного произношения;

- проглатывания окончания слов;

- для стимуляции речи;

- обеспечивает тренировку  слуха.

  • для развития  социальных  навыков:

- умения жить и работать в коллективе.

Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:

  • Словесные методы:

- объяснения (должны быть короткими, чёткими, эмоциональными);

- указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально);

- вопросы (должны быть чёткими, конкретными, понятными).Вопросы побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.

Здесь приемлем метод проблемного обучения.

  • Практический метод  или  метод  упражнений:

- дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения или упражнения.

  • Наглядно - слуховые:

- исполнение текста педагогом;

- использование шумовых музыкальных инструментов.

  • Наглядно - зрительные:

- показ педагогом правильных движений;

- показ детьми, которые хорошо освоили упражнение;

- можно использовать наглядные пособия.

  • Тактильно - мышечные приёмы:

- индивидуальная помощь педагога для принятия правильного положения;

- помощь педагога при исполнении того или иного движения.

  • Игровые приёмы:

 

- они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.

Чаще всего используется сочетание приёмов и методов:

- выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический  + наглядный);

- показ и объяснение (наглядный + словесный);

- объяснение и упражнение (словесный + практический);

- индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение).

     В классической интерпретации музыкально - ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна.

     В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.

Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность.

Ну, а для отдыха и развлечений - это естественно.

     Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения.

Сюжетные игры.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:

- прыгать, как зайчики;

- скакать, как лошадки и т.д.

В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Бессюжетные игры.

Это игры более спортивной направленности:

- догонялки;

- соревновательные игры.

Если они проходят под музыку - это гораздо интереснее и веселее.

Игровые упражнения.

Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно.

В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения.

     Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:

- умение детей согласованно действовать в коллективе;

- двигаться на большой площади;

- развитие равновесия и т.д.

     Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности.

     Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу.

Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей.

     Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.

     Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

Практические  советы из опыта работы.

  • ХЛОПКИ

Хлопать можно под любую музыку и различными способами.

На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

"ЧЕРЕПАХА"

Черепаха, не скучая,    (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол - получатся "ноги"; средний палец согнуть - получится "голова"; левой рукой обхватить правую - "панцирь")

Час сидит за чашкой чая.       (сложить ладони "ковшиком")

А куда спешить тому,       (развести руки в стороны, выразив удивление)

Кто всегда в своём дому?

  • ИГРЫ ТИПА  "ПОВТОРЮШКИ"

Мы похлопаем в ладошки

Раз, два, три! Раз, два, три!

И попляшут наши ножки

Раз, два, три! Раз, два, три!

  • НАПЕВАТЬ ИЛИ  РЕЧЕТАТИВОМ И СОПРОВОЖДАТЬ  ДВИЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ СЧИТАЛОЧКИ  ИЛИ  ПОТЕШКИ

СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ  "ВАЛЕНКИ"

Валенки, валенки,  (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком)

Не велики, не маленьки.             (Другой ногой)

А как раз по ноженьке                (Топают ногами)

Нашему Серёженьке.

  • ИНСЦЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЯМИ  ДЕТСКИХ  ПЕСЕНОК

Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ"

"ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

"ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"

  • МУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"

  • АЭРОБИКА

 

 

Музыкальный руководитель: Пономарёва Елена Александровна