^Вернуться к началу

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Здравствуйте, дорогие гости! Вас приветствует дефектологическая служба Семейного центра "Сергиево-Посадский»!

Учитель-дефектолог - специалист, занимающийся изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание работы заключается в следующих задачах:

  1. Работа начинается с диагностики.

 

 

  1. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  2. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
  3. Кроме этого учитель-дефектолог проводит консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.
  4. Целью работы учителя-дефектолога является коррекция пробелов в развитии. 

 

Основные направления работы учителя-дефектолога:

  1. Развитие моторики и сенсорных процессов.

В первую очередь это - развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений и т.д.

 

  

  

  1. Формирование пространственно-временных отношений.

Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

 

  1. Умственное развитие.

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

  1. Нормализация ведущей деятельности возраста.

Как известно у нейротипичных учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, у детей с умственной отсталостью, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью является игровая.

 

  1. Развитие воображения:

Воображение играет большую роль в познавательной деятельности, ибо оно тесно связано памятью, речью, мышлением, а также направленностью личности.

 

  1. Формирование представлений о предметах и явлениях.

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

  1. Обогащение словаря и развитие связной речи.

Это направление, конечно, больше относится к учителям-логопедам, но и учитель-дефектолог не должен обходить его стороной.

Учителя-дефектологи используют с детьми упражнения на управление дыханием.

 

  

В связи с тем, что большая часть воспитанников – безречевые дети, в работе используется система «Альтернативной  дополнительной коммуникации» (АДК): карточки PECS

 

И жестовая речь

 

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром.

И первым шагом по оказанию помощи детям с проблемами ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций является сенсомоторное развитие ребенка.

С этой задачей успешно справляются всевозможные развивающие тренажёры, такие как:

«Сибирский борд»,

  

 

«Межполушарные доски»,

 

И «Коврограф Воскобовича»

Световой планшет для рисования песком

Малыши с большим интересом занимаются с «Bizi_toys»,

А также играют в сенсорной комнате

И, наконец, старшие воспитанники закрепляют свои умения в естественных, жизненных условиях

 

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним учителя-дефектолога, которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление воспитанникам дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в повседневную жизнь ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным материалом воспитателей.


Учитель - дефектолог; Гомозова Ладислава Дмитриевна

Учитель - дефектолог: Казакова Вероника Николаевна